Марат Хуснуллин: "ЖКХ - широкое поле для бизнеса"
15 марта 2004 года

По словам Марата Хуснуллина, финансовое оздоровление отрасли было одной из задач, требующей решения в ходе реформирования ЖКХ. Буквально три года назад предприятия отрасли были на 80% банкротами. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство вышло на полную финансовую стабилизацию, а это, в свою очередь, привлекло инвесторов. «Объем реализации услуг ЖКХ за прошедший год составил 13,2 млрд. руб. Это - огромная сфера для бизнеса. Он не супердоходный, но стабильный. Задача государства создать условия, чтобы в этом бизнесе появились инвесторы и конкуренция», - отметил министр.
Сегодня в Татарстане есть неплохие примеры по обслуживания жилищного фонда. Так, например, в Набережных Челнах работают восемь управляющих компаний, пять из которых - частные. У каждой из них на подряде работают обслуживающие оганизации, созданные в форме частных структур. Практически все они переведены на упрощенную систему налогообложения. 2003 год частные управляющие компании завершили с прибылью, сохранив заложенный в тарифе 5% уровень рентабельности.
В целом в республике около 53% жилищного фонда, находящегося на балансе государственных и муниципальных организаций, по конкурсам передано различным частным фирмам. Для сравнения, средний показатель обслуживания отрасли частниками по России - 15%.
По совам Марата Хуснуллина, в текущем году планируется более активно привлекать население к управлению жилищным фондом через создание товариществ собственников жилья. В результате реформы каждая из подотраслей ЖКХ должна перейти в один из видов бизнеса с обеспечением адресной социальной защитой населения с низкими доходами. При этом конкурс на поставку услуг выиграет организация, независимо от формы собственности, гарантированно поставляющая наиболее качественные услуги в соответствии с тем уровнем оплаты, который гарантирует ей собственник.
Основная цель реформирования ЖКХ - обеспечение стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения с одновременным снижением нерациональных затрат. В 2003 году в Республике Татарстан были введены адресные жилищно-коммунальные субсидии. Это позволило, проанализировав состояние жилищного фонда и людей, проживающих там, выйти на обоснованные экономические тарифы. Сегодня отрасль получила 100% оплату по жилищным услугам.
По данным Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, в Татарстане самые низкие цены на жилищно-коммунальные услуги в Приволжском федеральном округе. Согласно Федеральному законодательству тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются один раз в год. В случае, когда жилищно-коммунальные услуги оказываются не в полном объеме или не оказываются вообще, то на основании письменного заявления или телефонного оповещения от потребителя или извещения от поставщика услуг о нарушении нормативных требований к качеству предоставляемых услуг, организации, управляющие жилым фондом, обязаны принимать необходимые меры по устранению претензий. При этом управляющие организации обязаны производить перерасчет платежей в связи с недопоставкой жилищно-коммунальных услуг, за что и должны нести ответственность в установленном порядке. Претензии можно высказывать (если не принимают соответствующие меры управляющими по наведению порядка) для выставления требований управляющим Государственной жилищной инспекции РТ (тел. в Казани 36-25-00).
Эльвира Валиева